30
Вт, нояб

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Заявление о массовом лишении гражданства узбекских политических эмигрантов.
  
Для тысяч граждан Узбекистана эмиграция стала единственной возможностью спастись от преследований за их взгляды, избежать пыток и смерть на родине. Андижанские события, репрессии и подавление свободного выражения мнения, а также массовая дискриминация по религиозному признаку стали  причиной появления тысяч узбекских беженцев за последние 25 лет.
   
Многие политэмигранты продолжили свою общественную деятельность, в частности: 
Призывали к проведению международного независимого расследования андижанских событий 2005 года;
— Заявляли о поддержке иска Департамента юстиции США по конфискации денежных средств, нажитых коррумпированной верхушкой Узбекистана в результате коррупционной схемы в телекоммуникационном секторе и возвращении их в страну происхождения исключительно при условиии реформирования политико-правовой системы;
 Выступали за отмену практики детского и принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана;
Участвовали в акциях против практики применения пыток, а также в мероприятиях, направленных на освобождение узников совести и их дальнейшую реабилитацию и др.
   
Открытая и активная гражданская позиция граждан, проживающих в вынужденной эмиграции,  повлекла за собой давление на их родных, оставшихся в стране, и даже стала угрожать их безопасности путем преступлений экстротерриториального характера. Как только руководство страны поняло, что подобное давление на политэмигрантов не приносит ощутимого эффекта, то под предлогом очередного реформирования  паспортной системы узбекские власти начали лишать гражданства критиков режима, проживающих за границей с дальнейшей конфискацией их, оставшегося на родине, имущества.
    
Формальная причина лишения гражданства – одно из условий статьи 21 Закона Республики Узбекистана «О гражданстве»: «если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 3-х лет».  Акты лишения гражданства в отношении граждан, обладающих статусом беженца, не могут считаться законными, поскольку они по уважительной причине не могли посещать страну происхождения и дипломатические учреждения Узбекистана, в соответствии с условиями Конвенции ООН о статусе беженцев и административными правилами страны, обеспечивающей международную защиту. Тем более, Узбекистан пока остается в списке злостных нарушителей условий Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и многие рекомендации Спецдокладчика ООН по вопросам пыток Тео ван Бовен, представленные им еще в 2003 году, до сих пор не выполнены;
   
Помимо лишения гражданства, у этой категории граждан в нарушение гарантий частной собственности, права на защиту и основополагающих принципов справедливости изымают имущество на их родине, используя сфабрикованные обвинения.
   
В Конституции Республики Узбекистан в статье 16 говорится, что «ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции». Если Узбекистан заявил в своем Основном законе, что является полноправным субъектом международных отношений, то должен обеспечивать выполнение международных обязательств по международным соглашениям в области прав человека. Следовательно, все нарушения прав граждан, вынуждено проживающих за границей – это продолжение репрессивной политики Республики Узбекистан по отношению к критикам режима.
   
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» призывает международное сообщество обратить внимание на то, что в Узбекистане до сих пор критика правящего режима воспринимается, как тяжкое преступление. Именно поэтому все заявления президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, в которых он приглашает эмигрантов вернуться в страну, не заслуживают доверия.