Специальному представителю Европейского Союза по ЦА
Европейская служба внешнеполитической деятельности
1046 Брюссель, Бельгия
Берлин, 4 декабря 2013 года
Уважаемая г-жа Флор,
цель этого письма — представить Вам выводы Хлопковой кампании о том, что в 2013 г. в Узбекистане продолжилось использование принудительного труда взрослых и детей для сбора урожая хлопка, и выразить серьезную озабоченность массовыми и грубыми нарушениями прав человека в Узбекистане. Подробно данная информация представлена в отчете от 27 ноября 2013 г., который Вы найдете в приложении к этому письму. Мы призываем Евросоюз — в соответствии со Стратегией ЕС в области прав человека — придерживаться ясной и прозрачной политики в отношении Узбекистана и оценивать соблюдение Ташкентом прав человека исходя из конкретных показателей.
Мы хотели бы обратить Ваше внимание на то, что в последние месяцы узбекские правозащитники, проживающие за границей, подверглись угрозам со стороны узбекского правительства (более подробная информация представлена ниже). Мы призывает ЕС всеми доступными средствами предоставлять правозащитникам, находящимся в Европе, необходимую защиту, прежде всего — выражая озабоченность по этому поводу: и публично, и на встречах с членами правительства Узбекистана.
Как Вы знаете, в Узбекистане ситуация в области прав человека ужасающая. Правительство продолжает систематически применять пытки, что было подтверждено в ноябре 2013 г. в Заключительных замечаниях Комитета ООН против пыток. Вмешательство правительства Узбекистана в стандартную рабочую процедуру Международного Комитета Красного Креста сделало невозможными конфиденциальные визиты к задержанным и осужденным, поэтому в апреле 2013 МККК вопреки обыкновению публично заявил о том, что вынужден прекратить посещение тюрем.
Через 8 лет после массовых убийств в Андижане, когда сотни мирных протестующих были убиты узбекскими правительственными силами, ни один виновный из числа государственных служащих не был привлечен к ответственности.
Недавно стало известно о смерти двух заключенных. Как сообщило интернет-издание «Uznews.net», 12 июня 2013 года в Наманганской области 28-летний Музаффар Каримов умер от черепно-мозговой травмы вскоре после ареста по подозрению в краже.
По информации узбекской службы Би-би-си, 15 ноября 2013 года власти вернули родным тело 36-летнего Таваккала Хожиева из Андижана. В сентябре 2005 года его приговорили к 17 годам лишения свободы после его участия в демонстрации в Андижане, во время разгона которой правительство применило силу.
Граждане Узбекистана также лишены права на свободу слова. Правительство не разрешает независимым СМИ работать в стране. Журналисты, которые работают на независимые СМИ, подвергаются систематическим запугиваниям, задержаниям, их принуждают покинуть страну. Власти задержали на 12 дней независимого журналиста Сергея Наумова, который часто писал о принудительном труде. Кроме того, были закрыты все международные правозащитные организации.
В этом году узбекское правительство стало активно угрожать узбекским правозащитникам, живущим за границей, и наказывать их. В июле 2013 г. городской суд Ташкента заочно приговорил г-жу Надежду Атаеву, главу Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», проживающую во Франции, к шести годам лишения свободы. Более того, Служба национальной безопасности угрожала и запугивала родственников г-жи Умиды Ниязовой, главы Узбекско-немецкого форума по правам человека. Обе они соавторы данного письма.
Как видно из отчета Хлопковой коалиции, ситуация на хлопковых полях продолжает вызывать беспокойство. Этой осенью правительство Узбекистана принудительно мобилизовало для сбора хлопка более миллиона человека, включая детей. Правительство систематически привлекало к сбору хлопка детей в возрасте от 15 до 17 лет и взрослых во всех регионах страны, в отдельных регионах привлекались и дети помладше. Принудительный детский труд был организован через государственную систему образования под угрозой исключения из школы. Рабочих частного и общественного сектора принуждали к сбору хлопка под угрозой увольнения. Власти транспортировали учеников из школ на поля на общественных автобусах; студенты и взрослые, которых принуждали собирать хлопок далеко от дома, размещались для проживания в школах и других общественных зданиях, часто за счет самих людей, принужденных к сбору хлопка.
Как стало известно, в этом году существование системы принудительного труда привело к гибели 11 человек. Трагические потери включают и Турсунали Садикова, 63-летнего фермера, который умер от сердечного приступа после того, как был избит чиновниками из министерства внутренних дел, и Амирбека Рахматова, 6-летнего школьника, который сопровождал свою мать на хлопковом поле и, заснув в прицепе, задохнулся, когда на него был выгружен хлопок.
Как сообщается в отчете, правительство приняло широкомасштабные меры, чтобы скрыть нарушение трудовых прав и создать впечатление добровольности работы на хлопковых полях. Перед уборкой урожая правительство внесло в контракт с работниками общественной сферы пункт, делающий работу на хлопковых полях условием трудоустройства. Администрации школ заставляли учащихся и их родителей при подаче документов и принятии детей в школу подписать обязательство о том, что школьники будут собирать хлопок. По всей стране власти инструктировали детей в школах и взрослых на рабочих местах, а также местные сообщества говорить иностранцам, что они собирают хлопок «добровольно» и «из-за любви к Родине». Как и в предыдущие годы, правительство заставляло правозащитников молчать с помощью арестов, лишения свободы, угроз.
Правительство Узбекистана также приняло ряд мер, чтобы ввести в заблуждение международное сообщество и создать впечатление, что в области детского труда и принудительного труда были достигнуты улучшения. Таким образом, правительство отрицает свою роль в организации системы принудительного труда, утверждая, что применяется новая политика, то есть отказываясь положить конец нарушениям прав человека.
ЕС не должно быть введено в заблуждение ложными действиями Ташкента, так как правительство продолжает практику систематических пыток, принудительного труда и преследования граждан, заявляющих о своих законных правах. В последние годы ЕС говорит об успехе своего диалога с Узбекистаном в области прав человека и учреждении постоянной дипломатической миссии в Ташкенте, но ситуация в области прав человека продолжает ухудшаться.
Правительство Узбекистана не предприняло никаких значительных шагов для улучшения ситуации в области прав человека. ЕС обязан выдвигать определенные требования, выполнения которых он ожидает от властей Узбекистана, как неоднократно подчеркивали мы и другие правозащитные организации.
В этом письме мы просим Вас как Специального представителя по Центральной Азии пересмотреть стратегию ЕС в отношении Центральной Азии. Правительство Узбекистана не использовало данного ему времени для проведения серьезных реформ. Диалог в области прав человека начался в 2007 г., и граждане Узбекистана не испытали никаких существенных изменений за эти шесть лет. Правительство продолжает систематически использовать принудительный труд на хлопковых полях, чем демонстрирует, что правительство сохраняет свою позицию отрицания реформ.
Международное сообщество не должно балее терпеть неуважение правительством Узбекистана своих обязательств в области прав человека. Таким образом, мы настоятельно требуем от ЕС пересмотреть стратегию в отношении Центральной Азии, в частности:
- установить условия и показатели, четко установить определенные меры по реформированию. Такие меры уже были сформулированы министрами иностранных дел ЕС в рамках процесса санкций, последние из которых были введены в октябре 2010 г., но сегодня они активно не применяются. Стандарты в области прав человека, перечисленные ниже, должны определять отношения ЕС с Ташкентом;
- организовать устойчивый и активный политический мониторинг на всех уровнях, чтобы обеспечить соответствие показателям, особенно на высшем уровне – включая двусторонние отношения между членами ЕС и Узбекистаном. Это включает в себя инициирование обсуждения вопросов о правах человека при каждой возможности, в том числе публично; сделать требования в области прав человека центральными в рамках двусторонних отношений;
- если реформы не будут проведены, должны последовать определенные политические действия. Члены Евросоюза должны установить для правительства четкий временной интервал, в течение которого оно или выполнит критерии ЕС в области прав человека, или наступят определенные последствия, включая перспективу возобновления санкций. В декабре 2011 года Европейский парламент показал положительный пример, отрицая предложение об уменьшении тарифов ЕС на текстиль из Узбекистана, пока правительство не допустит международных наблюдателей к наблюдению за сбором урожая и не примет конкретных мер для прекращения практики принудительного детского труда, обусловив этим отношения ЕС и Узбекистана;
- если прогресс не будет достигнут, рассмотреть введение точечных ограничительных мер, включая запрет на выдачу виз конкретным официальным лицам Узбекистана, виновным в серьезных злоупотреблениях.
Мы напоминаем, что правительство Узбекистана должно немедленно:
1. выпустить всех политических заключенных, включая правозащитников, журналистов, мирных политических активистов и верующих, безо всяких условий и оговорок;
2. разрешить немедленный доступ в страну всем специальным докладчикам ООН, которые запрашивали разрешение на посещение Узбекистана, после отказа в доступе в 2003 году;
3. разрешить «Human Rights Watch» и другим международным правозащитным организациям вернуться в страну и вести независимое наблюдение за ситуацией в области прав человека;
4. допустить свободу средств массовой информации, в том числе разрешить вещание радио «Озодлик», Би-би-си, «Немецкой волны» и других;
5. разрешить международное независимое расследование массового убийства в Андижане в мае 2005 года;
6. прекратить принудительный труд взрослых и детей в хлопковом секторе.
Благодарим за внимание.
С уважением,
format PDF