Уважаемая госпожа Государственный секретарь,
просим Вас в рамках Вашей политики по поддержке прав человека во всем мире настоятельно призвать правительство Узбекистана незамедлительно предпринять надлежащие шаги в интересах соблюдения международных обязательств по ликвидации государственной практики принудительного труда и детского труда.
Первым шагом должно стать приглашение представителей Международной организации труда (МОТ) для мониторинга сбора урожая хлопка в 2012 г.
В прошлом году правительство в очередной раз в полном объеме задействовало государственную практику использования принудительного труда в хлопководстве. Как и в прежние годы, правительство обязало фермеров выращивать хлопок, а областные администрации для обеспечения выполнения спущенных сверху разнарядок в организованном порядке отправляли на посев, прополку и сбор хлопка школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов. По информации Узбекистано-Германского форума за права человека, местных наблюдателей, Детского фонда ООН (UNICEF) и самого Госдепартамента США, власти принудительно отправляли на хлопковые поля рабочую силу, включая детей с 10-летнего возраста, в Андижанской, Бухарской, Джизакской, Ферганской, Кашкадарьинской, Хорезмской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях. Руководство городов и районов также требует от местных предпринимателей отправлять персонал на сбор хлопка.
Сообщалось, что в прошлом году работников завода General Motors в Андижане заставляли для этого брать отпуск «по собственному желанию». Местные правозащитники, такие как Гульшан Караева, Нодир Ахатов и Елена Урлаева, которые пытались отслеживать использование принудительного труда в различных регионах в сезон 2011 г., подвергались произвольному задержанию, а в ряде случаев сталкивались с угрозами уголовного преследования.
В докладе Госдепартамента о торговле людьми 2011 г. отмечался пренебрежимо малый прогресс со стороны правительства Узбекистана в области ликвидации практики принудительного труда и указывалось, что изначальной причиной такой системы служит сохранение государственных разнарядок на производство хлопка. Узбекистан четвертый год подряд был оставлен на втором уровне наблюдения. Как можно предполагать, это было связано с наличием у правительства «письменного плана, который в случае реализации мог бы считаться свидетельством существенных усилий по соблюдению минимальных стандартов в области ликвидации торговли людьми по Закону о защите жертв торговли людьми (TraffickingVictimsProtectionReauthorizationAct)», а также с тем, что правительство «выделяет значительные ресурсы на реализацию этого плана» (22 USC§ 7107). Однако посол Джордж Крол, с которыми мы недавно беседовали на Всемирной конференции глав диппредставительств, считает, что о заметных достижениях правительства Узбекистана говорить не приходится. В прошлогоднем докладе Госдепартамента также было рекомендовано, чтобы правительство Узбекистана пригласило наблюдателей МОТ на сбор хлопка в 2011 г. Этого не произошло.
В 2012 г. правительство Узбекистана не продемонстрировало никакого прогресса в направлении ликвидации принудительного труда и детского труда в хлопководстве. Последний национальный план фактически сводится к самоконтролю, включая организуемый самим правительством мониторинг предстоящего сбора урожая. Во время открытых слушаний 25 января 2012 г. о сохранении торговых льгот для Узбекистана в рамках американской общей системы преференций посол Ильхом Нематов вновь открыто заявлял представителям американской администрации, что в его стране нет никакого принудительного труда: «Это не принудительный труд, потому что, поймите, сегодня в Узбекистане стопроцентная грамотность». Он также отрицал существование разнарядок на производство хлопка и подтвердил, что правительство не планирует приглашать наблюдателей МОТ на сбор урожая 2012 г. Принимая во внимание упорное нежелание правительства Узбекистана признать существование принудительного труда и свою роль в организации системы производства хлопка, способствующей его сохранению, существующий план едва ли можно признать «существенными усилиями» по ликвидации принудительного труда по смыслу Закона о защите жертв торговли людьми (22 USC§ 7107). Соответственно, нет и оснований, чтобы в очередной раз делать для Узбекистана исключение и, как того требует законодательство, не понизить его рейтинг до третьего уровня в докладе Госдепартамента о торговле людьми 2012 г.
Насколько мы понимаем, 2–3 мая в Ташкенте правительство Узбекистана собирается обсуждать соблюдение своих международно-правовых обязательств с представителями Детского фонда ООН, Московского бюро МОТ и Европейской комиссии. Такой диалог можно только приветствовать, однако его можно считать свидетельством прогресса только в том случае, если он приведет к официальному приглашению Узбекистаном представителей МОТ для беспрепятственного мониторинга сбора урожая хлопка в 2012 г. Мы настоятельно призываем администрацию США информировать Ташкент в связи с этой встречей, что единственная возможность для Госдепартамента избежать понижения рейтинга Узбекистана до третьего уровня в докладе о торговле людьми 2012 г. – это обещание узбекской стороны пригласить представителей МОТ для беспрепятственного мониторинга сбора урожая хлопка нынешней осенью.
Позвольте вновь поблагодарить Вас за поддержку и продвижение прав человека и Ваши усилия по ликвидации принудительного труда и принудительно детского труда. Мы отдаем себе отчет в том, что Ваша повестка с Узбекистаном включает целый ряд важных вопросов, однако мы твердо убеждены, что права человека, включая принудительный труд и принудительный детский труд, - это фундаментальные проблемы, которые не могут быть оставлены без внимания.
Искренне Ваши
Нейт Херман,
вице-президент по международной торговле, American Apparel & Footwear Association (AAFA) Американская федерация труда – Конгресс производственных профсоюзов
Эбби Миллз,
сотрудник международного департамента, Американская федерация учителей
Надежда Атаева,
президент Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" - Франция
Беннет Фримэн,
старший вице-президент по исследованиям и политике устойчивого развития
Calvert Investment Management Inc.
Кэтлин Колл,
администратор по работе с акционерами,
Catholic Health East
Рейд Маки,
координатор Коалиции против детского труда
Сухробджон Исмоилов,
Экспертная рабочая группа – Узбекистан
Аурет ван Геерден,
Президент и генеральный директор
Fair Labor Association
Джефри У. Перкинс,
исполнительный директор,
Friends Fiduciary Corporation
Стив Свердлов,
исследователь по Центральной Азии,
Хьюман Райтс Вотч
Джуди Геархарт,
исполнительныйдиректор,
International Labor Rights Forum
Томас Джонсон-Медленд,
директор по информации,
Lighthouse Hospice Inc.
Салли Гринберг,
исполнительный директор,
Национальная лига потребителей
Эрик Аутор,
вице-президент, юрисконсульт по международной торговле,
Национальная розничная федерация
Джефф Голдстейн,
старший политический аналитик по Евразии,
Фонды «Открытое общество»
Патрисия Юревиц,
директор,
Responsible Sourcing Network
Гвен Фэрри,
Sisters of Charity of the Blessed Virgin Mary
Мэри Бесс Хэмм,
координатор по вопросам социальной справедливости,
Sisters of Saint Joseph of Chestnut Hill
Нора Нэш,
директор по социальной ответственности корпораций,
Sisters of St. Francis of Philadelphia
Эйлин Кауфман,
исполнительный директор,
Social Accountability International
Боб Кинг,
президент,
United Auto Workers
Умида Ниязова,
Узбекистано-Германский форум за права человека
Копии:
Министру труда Хильде Солис
Зам. госсекретаря Уильяму Бернсу
Зам. госсекретаря по Южной и Центральной Азии Роберту Блейку
Зам. госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и трудовых отношений Майклу Познеру
Послу США в Узбекистане Джорджу Кролу
Послу по особым поручениям в Бюро по мониторингу и борьбе с торговлей людьми Луису де Бака