Узбекистан является одним из наиболее репрессивных постсоветских государств. Тысячи граждан этой страны осуждены по сфабрикованным политическим или религиозным обвинениям.
Большинство приговоров по таким делам выносятся на основании признательных показаний подсудимых, полученных под пытками. Власти препятствуют проведению свободных выборов, преследуют демократическую оппозицию, независимых правозащитников и журналистов.
Жесткое подавление основных гражданских свобод сочетается с крайне неэффективной социально-экономической политикой и нежеланием правительства осуществлять системные реформы.
Все это стало катализатором антиправительственных настроений, переросших в мае 2005 г. в Андижане в вооруженное выступление сторонников 23 обвиняемых по сфабрикованному политическому делу. 13 мая 2005 г. тысячи демонстрантов собрались перед зданием областной администрации, ожидая приезда президента Ислама Каримова. В результате последовавшего несоразмерного и неизбирательного применения силы правительственными войсками сотни гражданских лиц были убиты, тысячи бежали за пределы страны.
Власти Узбекистана не только отвергли требование о проведении независимого международного расследования, но и попытались скрыть свои незаконные действия путем тайного захоронения жертв, информационной блокады и запугивания или преследования возможных свидетелей. Суды над участниками событий проводились в закрытом режиме.
Одновременно спецслужбы Узбекистана начали «большую охоту» на беженцев, находящихся на территории государств СНГ.
В ноябре 2005 года Европейский союз объявил о введении эмбарго на поставки оружия в Узбекистан и о запрете выдачи виз 12 высокопоставленным узбекским чиновникам, которые считаются ответственными за массовую гибель граждан.
Евросоюз применил санкции в ответ на отказ Узбекистана допустить независимое международное расследование андижанских событий.
Диктаторский режим Ислама Каримова, пытающийся предолеть внутриполитический кризис и растущую международную изоляцию, заинтересован в отмене санкций и расширении контактов с Евросоюзом. Экономика Узбекистана остро нуждается в западных инвестициях. Кроме того, отмена санкций Евросоюза могла бы быть использована официальной пропагандой как свидетельство поддержки Западом политики президента Ислама Каримова, что особенно важно накануне предстоящих президентских выборов.
В то же время правительство Узбекистана по-прежнему отвергает любую критику в свой адрес в связи с андижанскими событиями, одновременно усиливает репрессии внутри страны, в том числе против правозащитников. Закрыты представительства УВКБ ООН, многих западных организаций и масс-медиа.
В создавшейся ситуации оказание дальнейшего международного давления на Узбекистан мы считаем чрезвычайно важным.
Мы призываем государства – участники Европейского союза:
1. Сохранять санкции в отношении Узбекистана, введенные Евросоюзом в ноябре 2005 г.;
2. добиваться от правительства Узбекистана выполнения следующих первоочередных требований:
— обеспечить возможность проведения независимого международного расследования андижанских событий мая 2005 г., включая проверку сведений о массовых неучтенных захоронениях;
— разрешить въезд в страну независимому эксперту ООН по Узбекистану Мишель Пикард (процедура 1503);
— прекратить уголовное преследование независимых журналистов и правозащитников, обеспечить условия для легального функционирования правозащитных организаций;
— начать пересмотр дел лиц, осужденных по политическим статьям Уголовного кодекса (ст.158 ч.3, 159, 216, 216-1, 216-2, 244-1 и 244-2);
3. сократить сроки рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища в странах Европейского союза лицам, вынужденным покинуть Узбекистан из-за преследований по политическим и религиозным мотивам. При рассмотрении ходатайств таких лиц уполномоченным органам государств – участников ЕС осуществлять более тесное сотрудничество с правозащитными организациями;
4. использовать влияние Европейского союза на государства СНГ с целью прекращения незаконной выдачи узбекских беженцев. Необходимо добиваться от стран СНГ выполнения в отношении узбекских беженцев принятых ими международных обязательств, в т.ч. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о статусе беженца (1951) и дополнительного протокола (1967), Конвенции против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания (1984).
Светлана Ганнушкина, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», руководитель программы помощи беженцам, председатель Комитета «Гражданское содействие», Россия
Виталий Пономарев, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», руководитель программы мониторинга прав человека в Центральной Азии, Россия
Елена Рябинина, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие», Россия
Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (Франция)
Талиб Якубов, председатель Общества прав человека Узбекистана