31 марта 2021 году в Санкт-Петербурге скончалась Тамара Чикунова, основатель неправительственной организации «Матери против смертной казни и пыток».
За 20 лет правозащитной деятельности Тамара Чикунова была отмечена рядом престижных наград, в том числе германской Нюрнбергской премией в защиту прав человека (2005), медалью Национальной консультативной комиссии Франции по правам человека «Свобода. Равенство. Братство» (2005), медалью итальянского города Генуя в рамках движения «Города за жизнь — города против смертной казни» (2009), французским национальным орденом Почетного легиона (2010). Была номинирована на Нобелевскую премию мира 2005.
В 2000 году ее сына Дмитрия Чикунова приговорили к смертной казни. Под пытками он подписал признательные показания за преступления, которые не совершал, и был казнен. В 2005 году его дело было пересмотрено и его посмертно реабилитировали. На тот момент Тамара Ивановна уже спасла двадцать три человека, приговоренных к смертной казни. А в 2008 году в Узбекистане отменили эту меру наказания.
Мне довелось быть знакомой с Тамарой Ивановной.
В первые дни моей эмиграции я получила номер ее телефона от российского правозащитника Валентина Гефтера. С ней созвонилась и встретилась моя мама, которая тогда находилась в Ташкенте, и потом мне сказала: «Это приветливый человек с добрыми глазами». А через два года мы уже встречали Тамару Ивановну во Франции, когда она приехала к нам в дни международной акции за отмену смертной казни в Узбекистане.
Она тогда с трудом передвигалась после перелома ноги. Весь день до глубокой ночи мы с ней общались, словно знали друг друга вечность. А потом вместе поехали на митинг, организованный французскими правозащитными организациями в центре Париже недалеко от посольства Узбекистана.
На место проведения митинга мы приехали первыми, нам нужно было развесить транспаранты, разложить листовки и доклады. Тамара Ивановна вручила мне часть материалов правозащитных организаций, а сама взяла длинный транспарант и подошла к трем французским полицейским, которые прибыли, чтобы обеспечивать безопасность участникам мероприятия.
«Сыночки, - обратилась она к ним по-русски, - и у меня был сын, в Узбекистане его приговорили к сметной казни и расстреляли. Его вина не доказана и у меня нет шанса вернуть его к жизни!»
Полицейские внимательно слушали, явно ничего не понимая, но тут подошла переводчик и все им объяснила.
«Я хочу, чтобы в Узбекистане отменили смертную казнь, - вздохнув, продолжала Тамара Ивановна, - власти пока меня не слышат, но я пытаюсь достучаться до сердец равнодушных чиновников».
Полицейские тут же взяли транспаранты и стали участниками нашей акции, пока не пришли остальные. Через два часа, когда мы уже расходились, полицейские подошли к Тамаре Ивановне и на прощание пожелали ей удачи. Через пару минут один из них вернулся и сказал: «Мадам, то, что Вы делаете важно не только для Узбекистана, но и для нас – французов». Стоящие рядом участники митинга захлопали в знак солидарности, и Тамара Ивановна радостно воскликнула: «Девчонки, день удался!»
Тамара Чикунова была сильной женщиной. Я не раз наблюдала, как она перечитывала последнее письмо сына, которое и мотивировало ее заняться правозащитной деятельностью. В Узбекистане она сделала много попыток зарегистрировать свою организацию «Матери против смертной казни и пыток», но получала отказы. Узбекские власти выдавили ее из страны, но не смогли остановить ее деятельность, и она одна из первых поддержала нашу организацию Ассоциация «Права человека в Центральной Азии».
Второй день в нашем доме горит свеча. Светлая память Тамаре Ивановне.
Надежда Атаева