Представитель Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" Беранжерь Савелиефф выступила на предварительной сессии Универсального периодического обзора по Узбекистану:
— Я выступаю сегодня от имени Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA) и Международного партнерства по правам человека (IPHR). Наше заявление подчеркивает обеспокоенность по поводу доступа к правосудию и верховенства закона в Узбекистане, этих двух ключевых сфер ответственности государства, обеспечения того, чтобы действия правительства были связаны с установленными законами и процедурами и соответствовали стандартам в области прав человека.
В 2016 году правительство Узбекистана объявило о правовых реформах для «Нового Узбекистана», направленных на развитие независимой судебной системы, защиты от пыток и рабства, а также устойчивого развития гражданского общества. Однако в ходе этих реформ доступ к правосудию остается жестко ограниченным, верховенство закона часто игнорируется, а независимые блогеры, журналисты и критики подвергаются преследованиям, их лишают свободы по политически мотивированным обвинениям на основании проводимых судебных процессов, нарушающих международные нормы.

Лишь некоторым из 61 обвиняемого, представшим перед судом в ноябре 2022 года и марте 2023 года в связи с событиями в Каракалпакстане, были предоставлены адвокаты по их выбору — остальным адвокатов назначило государство. Многие осужденные взяли на себя вину по принуждению и выразили раскаяние за участие в протестах в обмен на более мягкие приговоры. Обвиняемые обоих судебных процессов и их родственники были обязаны подписать соглашения о неразглашении, запрещающие им обсуждать свои дела с правозащитными и международными организациями. Это явные нарушения процессуальных норм, установленных национальным законодательством Узбекистана, а также международных обязательств Узбекистана.
Продолжающиеся преследования независимых журналистов, блогеров, активистов и пользователей социальных сетей выражаются в предъявлении им обвинений и вынесении наказаний за совершение тяжких и особо тяжких преступлений - даже при отсутствии доказательств - по сути за высказывания, которые являются их правом на свободу выражения мнений.
Национальное законодательство не устанавливает четких критериев выявления противоправного контента в Интернете, а эксперты служб безопасности, отслеживающие такой контент интернет пользователей, часто квалифицируют любую критику власти как «разжигание ненависти» или другие тяжкие преступления. Это приводит к принятию мер по произвольному блокированию или удалению таких материалов без судебных санкций или надзора, а также к необоснованным, политически мотивированным обвинениям против тех, кто размещает критику или свое мнение о происходящих событиях в стране.
Мы также обеспокоены:
— расследованиями и судебными разбирательствами против критиков правительства, часто не обеспечивающими соблюдение надлежащих национальных и международных правовых процедур и гарантий справедливого судебного разбирательства;
— растущей практикой заочного вынесения приговоров в отношении критиков режима;
— использованием судами доказательств, полученных под пытками, несмотря на постановления Верховного суда о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем;
— отсутствием пересмотра приговоров бывшим политическим заключенным и предоставления возмещения и компенсации, как это предусмотрено национальным и международным правом;
— давлением на адвокатов, которые представляют интересы жертв пыток, и которым угрожают отзывом лицензии;
— практикой вмешательства исполнительной власти, Высшего судебного совета Узбекистана и судей Верховного суда в судебный процесс, что препятствует доступу к правосудию.
Мы призываем постоянные представительства, участвующие в предварительной сессии УПО, обратить внимание на нашу обеспокоенность по поводу доступа к правосудию и верховенству закона в Узбекистане. Наши ключевые рекомендации Узбекистану:
— Провести независимое расследование событий в Каракалпакстане 2022 года с участием независимых международных и национальных экспертов - для привлечения к ответственности виновных.
— Необходимо принять меры по укреплению независимости судебной системы и недопущению использования ее для рассмотрения политически мотивированных дел, обеспечив соответствие международным стандартам и гарантиям справедливого судебного разбирательства, включая процедуры отбора, назначения, продвижения по службе и увольнения судей.
— Пересмотреть все уголовные дела, в которых заявлено о пытках или самооговорах, полученных с применением пыток и жестокого обращения, и обеспечить надлежащее рассмотрение всех таких обвинений в целях предотвращения безнаказанности.
Спасибо за внимание. Мы рекомендуем вам прочитать полный текст нашего УПО, в котором содержится дополнительная информация по вопросам, изложенным сегодня, а также по другим ключевым вопросам, вызывающим обеспокоенность.