13
Пт, дек

доклады
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Власти Центральной Азии использовали пандемию Covid-19 в качестве предлога для подавления критики политического курса и «закручивания гаек» в отношении независимых СМИ, гражданского общества и пользователей социальных сетей. В новом информационном документе, опубликованном Международным партнерством за права человека, Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Фондом «Legal Prosperity», Туркменской инициативой по правам человека и Ассоциацией за права человека в Центральной Азии, освещается усиление ограничений свободы самовыражение, ассоциации и собрания, наблюдаемое в регионе в это время кризиса.

В информационном документе под названием «Центральная Азия: закручивание гаек в отношении критиков власти во время пандемии Covid-19», резюмируются тревожные межрегиональные тенденции, и рассматриваются события, происходящие на национальном уровне в Центральной Азии. МППЧ и его партнеры представили информационный документ в преддверии министерской встречи «Европейский союз – Центральная Азия», с просьбой к ЕС обсудить данные тенденции с правительствами стран Центральной Азии. Министерская встреча – ежегодное мероприятие, на котором высокопоставленные официальные лица ЕС и министры иностранных дел стран Центральной Азии обсуждают различные области сотрудничества, – запланирована в режиме онлайн на 17 ноября 2020 года.

Основные тенденции, зафиксированные в информационном документе:

Отсутствие доступа к информации и неоправданные меры по борьбе с дезинформацией:
   
Несмотря на независимые отчеты, говорящие об обратном, власти Таджикистана изначально отрицали, что глобальная пандемия Covid-19 достигла страны, а власти Туркменистана до сих пор скрывают явную вспышку Covid-19 среди населения. Независимые СМИ и гражданское общество в других странах Центральной Азии также столкнулись с препятствиями в доступе к информации о пандемии, а во всем регионе власти предпринимали неоправданные меры по предотвращению дезинформации о пандемии. Таким образом, во имя борьбы с «ложной» информацией власти региона приняли нечетко сформулированные законодательные нормы и использовали их для подавления свободы слова, а также препятствовали обсуждению вопросов, связанных с пандемией, в социальных сетях.
   
Преследование критиков власти в регионе:
  
5 1logoВо время пандемии Covid-19 власти стран Центральной Азии усилили давление на журналистов, блогеров, активистов гражданского общества, правозащитников, участников протестов, сторонников оппозиции и других лиц, критикующих власти и их ответные меры на Covid-19. По всему региону критики властей подверглись угрозам, допросам, задержаниям, и судебному преследованию по обвинениям, выдвинутым в отместку за их мирное осуществление свободы выражения мнений, ассоциаций и собраний. Во многих случаях критикам выдвинули обвинения в правонарушениях на основе размытых положений Уголовного кодекса, по таким статьям как «распространение ложной информации», «разжигание вражды» и «экстремизм». В настоящее время положение лиц, лишенных свободы по политически мотивированным обвинениям вызывает особую озабоченность, учитывая повышенный риск заражения Covid-19 среди заключенных, и частое отсутствие доступа заключенных к необходимой медицинской диагностике и лечению.
    
Ограничительные меры в отношении гражданского общества, спорные законодательные инициативы:
   
Во всех странах Центральной Азии пространство для гражданского общества серьезно ограничено. Во время пандемии Covid-19 власти региона выдвинули новые спорные законодательные инициативы, не обеспечив необходимых возможностей для общественного обсуждения и конструктивных консультаций с экспертами и гражданским обществом.
   
Власти Казахстана поспешно приняли новый ограничительный закон­ о собраниях, послуживший основой дальнейшей правоприменительной практики по задержанию и наказанию участников мирных антиправительственных протестов, проводимых без предварительного разрешения. Самая последняя версия законопроекта о собраниях в Узбекистане также не соответствует международным стандартам, в частности, из-за требования предварительного одобрения протестов.
   
Законопроект об отчетности НПО прошел второе чтение в парламенте Кыргызстана, несмотря на широко распространенную критику и опасения, что он будет использован в качестве инструмента запугивания. Непрозрачность процессов разработки новых законов о некоммерческих организациях в Таджикистане и Узбекистане усилила опасения о том, что эти законы будут предусматривать новые механизмы чрезмерного государственного контроля над НПО.
  
Власти Узбекистана продолжают отказывать в обязательной государственной регистрации независимым правозащитным группам по произвольным причинам, в то время как ни одна из подобных групп по-прежнему не может работать в Туркменистане. В последние месяцы правозащитные группы в изгнании подверглись новым кибератакам, а лидеры неправительственных организаций, базирующиеся как в регионе, так и за его пределами, стали жертвами новых клеветнических кампаний в Интернете.