трудовые права
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times
 
Выступление президента Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" Надежды Атаевой на слушаниях в Конгрессе США о политике Всемирного банка в отношении проектов для развивающихся стран.
  
Здравствуйте. Уважаемые господа, 
разрешите поблагодарить организаторов за возможность обратиться к Вам и сообщить, что в условиях унижающих достоинство человека миллионы граждан Узбекистана принудительно собирают хлопок, подрывая свое здоровье, а порой рискуя жизнью - своей или близких.
   
Уже более 10 лет Всемирный банк предоставляет займы для реализации проектов по проведению реформ в сельскохозяйственном секторе Узбекистана. Совсем недавно это финансирование было направлено на Проект поддержки сельскохозяйственных предприятий (RESP -II).
С 2000 года фермерские хозяйства Узбекистана формально являются частными. Но их права ограничены, они не могут: 
- самостоятельно решать, как использовать отведенные им земли;
- выбирать какие сельскохозяйственные культуры выращивать;
- выбирать поставщиков и покупателей своей продукции; 
- определять стоимость своей продукции;
- определять объем производства;
Кроме того, фермеры обязаны выполнять план сбора урожая.
    
Ежегодно правительство спускает местным органам власти обязательную для исполнения квоту на производство хлопка и зерна. За невыполнение плана местные руководители администраций рискуют своими должностями. Фермеры подвергаются экономическим и административным санкциям и даже уголовному наказанию. 
   
Искусственно заниженные закупочные цены на хлопок назначает правительство, государственная монополия диктует производителям закупочные цены. Большинство фермеров не в состоянии получить прибыль от выращивания хлопка для накопления, инвестиций и для справедливой оплаты труда сельхозрабочих. А их всё равно принуждают выращивать хлопок.
   
По указанию правительства каждый год массово вывозят учащихся и взрослое насение на сбор хлопка – в сентябре и октябре. Цель правительства - сэкономить на стоимости труда, увеличивая прибыль от продажи хлопка.
    
Несмотря на имеющееся в документах Всемирного банка упоминание о «независимых фермерах» проекта RESP-2, все фермерские хозяйства в Узбекистане привязаны к системе госзаказа.
   
В Узбекистане приняты законы, запрещающие принудительный труд, но фактически они не исполняются. На селекторных совещаниях правительства с участием органов прокуратуры и внутренних дел руководителей всех уровней обязывают обеспечить массовую явку хлопкоробов. 
    
Всемирный банк не должен выдавать займы для проектов, где используются детский труд и принудительный труд. Но в Узбекистане проекты, подобные RESP-II финансируются, потому что Всемирный банк опирается на выводы консультантов, нанятых правительством Узбекистана. Они, в свою очередь, больше ориентированы на сотрудничество со страной, которая получает финансирование Всемирного банка. Все это создает условия для необъективных оценок и, следовательно, как в случае с RESP II, приводит к ложному заключению о том, что детский труд в Узбекистане не используется. В 2013 году руководство Всемирного банка письменно признало, что оценка анализа детского и принудительного труда в хлопковом секторе не была достаточно надежной. Но, несмотря на "ограниченный успех" в работе руководства банка с правительством Узбекистана для улучшения этой оценки, запуск проекта был одобрен. Это демонстрирует явный отказ Банка от приверженности собственной политике безопасности.
   
Таким образом, реализация политики безопасности, которая запрещает использование принудительного труда в рамках проектов финансируемых Банком, будет недостаточна для предотвращения нарушений прав человека, подобных тем, которые мы наблюдаем в проекте RESP-2. Это будет продолжаться, пока Всемирный банк не возьмет на себя обязательство провести честную, строгую и независимую оценку ситуации.
   
По причине отказа Всемирного Банка рассмотреть проблему о влиянии его фондов на практику использования принудительного труда в Узбекистане, Наша организация совместно с другими партнерами написала жалобу в Инспекционную комиссию при Всемирном банке в отношении проекта RESP-II. В декабре 2013 эта Инспекционная комиссия посетила Узбекистан и нашла доказательства того, что дети в возрасте до 18 лет работали на хлопковых полях. Инспекционная комиссия пришла к выводу, что есть связь между финансированием  Всемирного банка и принудительным трудом и что проводится «недостаточно тщательная оценка» банка, утвердившего проект RESP-II. Инспекционная комиссия дала Всемирному банку один год на проведение мер по исправлению положения для решения проблемы детского труда в этом проекте.
   
В заключение моего выступления я бы хотела обратиться к Всемирному банку со следующими рекомендациями:
1 . Требовать независимую оценку и мониторинг всех проектов, финансируемых Всемирным банком в Узбекистане;
2 . Реализация политики, предотвращающие инвестирование Всемирным банком в любом проекте, где есть риск участвовать в нарушении трудовых прав. Для этого банк должен объективно оценивать риск нарушения трудовых прав, связанный с его проектами.
   
Благодарю за внимание!