Закон о финансировании НПО может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности Казахстана

NGO 2
26 октября 2015 года 80 общественных организаций обратились к премьер-министру Казахстана.
   
В этом заявлении правозащитники выражают опасения, что принятие нового закона о финансировании НПО может стать препятствием в прохождении нового этапа международного аудита на соответствие требованиям Международной инициативы прозрачности добывающих отраслей. 
 
Премьер-министру Республики Казахстан
Председателю национальной комиссии по модернизации Республики Казахстан
 
Уважаемый Карим Кажимканович,
Казахстан, благодаря усилиям Правительства РК и многих неправительственных организаций, с целью привлечения в страну инвесторов, в 2005 году присоединился к Международной Инициативе Прозрачности Добывающих Отраслей (ИПДО). Только через 8 лет, 17 октября 2013 г., Казахстан сумел подтвердить свою приверженность главным требованиям прозрачности и подотчетности добывающего сектора, продемонстрировав всему миру привлекательность инвестиционного климата, а населению - дав надежду, что средства от добычи ресурсов «работают» на благо всех.
   
Участие гражданского общества является основополагающим фактором в достижении целей ИПДО в том, чтобы созданная ИПДО прозрачность привела к лучшей подотчетности. Поэтому возможность активного использования гражданами информации, получаемой от ИПДО, является критически важным компонентом внедрения ИПДО и участия гражданского общества в процессе ИПДО. Гражданское общество обращает внимание всех имеющих возможность влиять на принятие решений, что Стандарты ИПДО содержат обязательные требования, касающиеся развития и поддержки гражданского общества, свободного беспрепятственного участия общественности во всех сферах эффективного управления, не только в процессе ИПДО.
   
Республика, пройдя Международный аудит (санкционирование/валидацию) на соответствие Стандартам ИПДО, получила статус: «страна – последователь». В 2016 году Казахстану предстоит в очередной раз пройти аналогичную процедуру на соответствие заявляемому статусу. Оценка участия гражданского общества может также проводится в отдельных случаях в ответ на конкретные проблемы, представляемые Правлению по ситуациям в конкретных внедряющих странах. Оценка гражданского сектора осуществляется по 6 направлениям, которые содержат около 12 учитываемых факторов.
   
В настоящее время Гражданское общество серьезно обеспокоено тем, что в Сенате готовится к принятию Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций», что 2016 году может стать непреодолимым препятствием для подтверждения страной статуса «страны-последователя».
     
В частности проектом предлагается ввести дополнительный контроль со стороны государственных органов в отношении общественных организаций, вводится дополнительная отчетность для НПО, предусматривается возможность по приостановлению деятельности НПО, вплоть до ликвидации.
    
Например, подпункты 8-1, 8-2, 8-3 статьи 1 проекта противоречат пункту 5 статьи 6-1 и позволяют вводить монополию на предоставление грантов только через единого Оператора на территории Казахстана, вне зависимости от источников предоставления гранта (международные организации, дипломатические представительства, международные некоммерческие организации и т.д.), в любой момент без внесения дополнительных изменений в законодательство путем произвольной интерпретации закона.
   
Кроме того, вводится обязательное предоставление сведений о неправительственной организации в некую базу данных НПО. За непредоставление или предоставление неточных сведений в базу данных вводится административная ответственность в Кодексе об Админстративных Правонарушений РК в виде штрафа или приостановление деятельности НПО сроком до трех месяцев, а в дальнейшем ликвидация такой организации, что является грубейшим вмешательством государства в дела общественных объединений, в какой бы форме они ни были зарегистрированы. В условиях Казахстана такое положение приведет к преследованию независимых НПО и их закрытию, аналогично тому, что происходит в Азербайджане, России и Таджикистане.
   
Принципиальным негативным моментом, является то, что ст. 5 проекта закона ограничит сферы деятельности НПО, получающих гранты из любых источников, не только государственных. Уполномоченный орган в лице Министерства культуры и спорта будет наделен правом проверки сведений, предоставляемых НПО, филиалами и представительствами международных некоммерческих организаций в базу данных НПО. Именно его решения будут положены в основу того, какие НПО будут закрываться под предлогом непредоставления данных.
   
Все указанные аспекты, будут препятствовать прохождению Казахстаном валидации (санкционирования) по ИПДО в 2016 г. Имеется пример Азербайджана, где по итогам последней валидации, именно по причине введения дополнительных контрольных механизмов за деятельностью НПО страна была понижена в статусе со страны-последователя до страны-кандидата. Наличие контроля со стороны государственных органов в отношении общественных организаций, дополнительная отчетность для НПО, возможность по приостановлению деятельности НПО в Азербайджане – все это было оценено Международным секретариатом ИПДО, как потенциальная возможность для злоупотреблений со стороны государственных структур, что послужило причиной понижения статуса станы.
   
Понижение статуса для Казахстана – это шаг назад, который не пройдет бесследно и в первую очередь отразиться на инвестиционной привлекательности, на мировом рейтинге, а также на социальной обстановке и благополучии граждан. Ведь когда-то для многих инвесторов Казахстан стал привлекательным именно по факту участия в ИПДО. В настоящее время выпущено десять Национальных отчетов о реализации ИПДО в РК. Отчеты за 2012 -2014 годы признаны международным сообществом одними из лучших в мире.
   
В последнее время представителями неправительственного сектора в РК дается негативная оценка проекта закона об НПО. Среди аргументов упоминается также несоответствие проекта закона Протоколу общественности по стандарту ИПДО. В связи с этим высказывалась рекомендация синхронизировать законодательные инициативы с целями реализации ИПДО, как одного из инструментов повышения инвестиционной привлекательности РК. На всех стадиях работы над проектом закона мы, представители независимого гражданского общества, пытались привести нормы этого документа в соответствие с Конституцией Казахстана и стандартами ИПДО. Однако предложения и аргументация независимой общественности большей частью были проигнорированы разработчиками и депутатами Парламента.
   
Более того, принятие закона в таком виде неминуемо повлечет понижение рейтинга Казахстана в таких международных индексах, как: Рейтинг бизнес среды (Business Environment Rankings), Качество государственного управления (Worldwide Governance Indicators), Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), Индекс управления доходами (Revenue Governance Index), Индекс демократии (Democracy Index), Глобальный рейтинг права на информацию (Global Right to Information Rating), Индекс восприятия коррупции (Corruption perception index), Индекс хорошей страны (Good Country Index) и т.д. И кроме того негативно скажется на прохождении Казахстаном очередного этана мониторинга Организации экономического сотрудничества и развития. Важно понимать, что пользователями международных индексов и рейтингов помимо национальных правительств, также являются представители других заинтересованных групп таких как бизнес-ассоциации, инвестиционные компании, крупные международные банковские институты и организации.
   
Национальная комиссия по модернизации при Президенте Республики Казахстан действует в целях реализации институциональных реформ, дальнейшей модернизации казахстанского общества и государства и содействия экономическому развитию страны. Мы просим Вас как Председателя Комиссии по модернизации обратить внимание на представленную информацию и принять меры к недопущению принятия Сенатом Парламента проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций».
    
26 октября 2015 года
 

Подписи:
1. Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива»
2. Международный центр журналистики MediaNet
3. Общественное объединение «Кадыр-Касиет» («Dignity»)
4. Центр исследования правовой политики
5. Общественный фонд «Институт Национальных и Международных Инициатив Развития»
6. Общественный фонд «Центр социально-психологической реабилитации и адаптации для женщин и детей «Родник»
7. Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз»
8. Общественный фонд «Крылья свободы»
9. Общественный фонд «Аман-саулык»
10. Общественный фонд «Чистота в доме»
11. Казахстанское международное Бюро по правам человека и соблюдению законности 
12. ОФ " Улагатты жануя"
13. Ассоциация "Равный-Равному"
14. Общественный Фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК)
15. Общественный фонд «Общественная позиция» 
16. Общественный фонд «Арлан»
17. Общественный фонд «Хартия за права человека»
18. Общественный фонд «Правовой медиа-центр»
19. Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»
20. Общественное объединение «Центр поддержки женщин» (г. Петропавловск)
21. Общественное объединение «Центр развития и адаптации «Феникс»
22. ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана»
23. НПО «Сана-Сезим»
24. Ассоциация религиозных объединений Казахстана (АРОК)
25. Общественное объединение «Демос»
26. Общественное объединение «Оставим народу жилье!»
27. Общественное объединение «Мейерим»
28. Общественный фонд «Центр мониторинга прав человека»
29. Общественное объединение «Координационный совет ОНК»
30. Общественное объединение «Общественный комитет по правам человека»
31. Кризисный центр «Забота» (г. Алматы)
32. Общественный фонд защиты прав человека и борьбы с туберкулёзом «Луч надежды» 
33. Общественное объединение «Заман»
34. Общественный фонд «Детский фонд Казахстана»
35. Общественное объединение «Эхо»
36. Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр»
37. Общественный фонд «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана»
38. Общественный фонд «Айкап»
39. Общественный фонд «Центр изучения общественных проблем»
40. Общественное объединение «Институт демократии и прав человека»
41. Республиканское Общественное Объединение «Общество молодых профессионалов»
42. Общественный фонд «Аман-саулык»
43. Общественное объединение «Фонд Журналисты в беде»
44. Республиканское движение пенсионеров «Поколение»
45. НПО «Единство»
46. Федерация равноправных журналистов Казахстана
47. Общественный фонд «Гражданская Экспертиза»
48. Общественное Объединение Ассоциация социальных работников, инвалидов и волонтеров
49. НПУ «Эко Мангистау»
50. Общественный фонд «Врачи против наркотиков»
51. Частный Благотворительный Фонд «Азамат әлеуеті»
52. Общественное объединение «Психоаналитическая Ассоциация»
53. Восточно-Казахстанское областное молодежное общественное объединение «Молодежь за здоровый образ жизни»
54. ОЮЛ «Казахстанская ассоциация паллиативной помощи»
55. Молодежное общественное объединение «Ак-Кем-Риддер»
56. Общественное объединение «Кредо»
57. Общественный фонд «Фонд поддержки, помощи детям и подросткам Казахстана с аутизмом и другими проблемами в развитии «Ашық Әлем»
58. Общественное объединение «Центр социальной адаптации детей сирот и выпускников детских домов «Мирэкл» 
59. Восточно-Казахстанское областное молодежное общественное объединение «Молодежь за здоровый образ жизни»
60. Общественное объединение «Ангел»
61. Семейский городской филиал ОЮЛ «Восточно-Казахстанская областная Ассоциация молодежных и детских организаций» 
62. МОО "Спортивно-консалтинговый центр ""ROST" 
63. Дмитрий Жуков, гражданин Казахстана
64. Общественное объединение «Образование и развитие» 
65. Общественное объединение «Талмас»
66. Общественное объединение «Гильдия судебных репортеров»
67. Общественное объединение «АРД»
68. Общественное объединение «Центр справедливости»
69. Молодежное Общественное Объединение "Независимое поколение Казахстана"
70. ОФ «КАМЕДА»
71. ОФ «Ар. Рух. Хак»
72. ОФ «Центр анализа общественных проблем»
73. Учреждение Реабилитационный Центр «Кенес»
74. Общественное объединение "Кызылординское областное общество защиты прав потребителей"
75. Татьяна Чернобиль, независимый консультант по международному праву в области прав человека
76. Бузыкин Андрей, гражданин Казахстана
77. Нурсултан Белхожаев
78. Жамиля Жукенова
79. Penal Reform International office in Central Asia/ Международная тюремная реформа, офис в Центральной Азии
80. Ассоциация по правам человека в Центральной Азии